Новости

Всемирный день психического здоровья

Всемирный день психического здоровья

10 октября 2020 года – Всемирный день психического здоровья.

Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day) отмечается в мире с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья (World Federation for Mental Health). День психического здоровья входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Целью Всемирного дня психического здоровья является сокращение распространенности депрессивных расстройств, шизофрении, болезни Альцгеймера, наркотической зависимости, эпилепсии, умственной отсталости.

Понятие «Психическое здоровье»

Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения,  это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Критерии психического здоровья

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

  • Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
  • Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
  • Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
  • Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
  • Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
  • Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
  • Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Всемирная организация здравоохранения заявила, что психические расстройства затрагивают около12% всего населения земного шара – примерно 450 миллионов или каждый четвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний, и могли бы получить пользу от диагностики и лечения. Психическое здоровье и психические заболевания – часть любой страны, культуры, возрастной группы и не зависят от социально- экономического положения.

Индивидуальное развитие и психическое здоровье человека

Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Стадии развития можно обобщенно представить следующим образом:

● От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.

● От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.

● От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению.

● От 13 до 19 лет. Этот период сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.

● Зрелость. В большинстве сообществ этот период предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.

Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем — еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

Типы психических расстройств

По тяжести психические расстройства можно разделить на психотические и непсихотические.

Психотические расстройства способны ухудшать психическое функционирование настолько, что человек утрачивает способность справляться с элементарными требованиями повседневной жизни. Может серьезно нарушаться восприятие реальности, возникать бред и галлюцинации. Типичный пример психотического расстройства — шизофрения.

Непсихотические расстройства характеризуются меньшей степенью дезориентации и утраты контакта с реальностью, а также большей вероятностью улучшения. Наиболее распространенными непсихотическими расстройствами являются неврозы, личностные расстройства, расстройства поведения у детей и подростков и некоторые синдромы органических нарушений мозга.

Стресс и психическое здоровье

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз*, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

Стресс является фактором риска развития хронических неинфекционных заболеваний.

* Гомеостаз (от греч. homoios – подобный и stasis – неподвижность) — процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови). В качестве отдельного механизма можно выделить нервно–психический гомеостаз, за счет которого обеспечивается сохранение и поддержание оптимальных условий функционирования нервной системы в процессе реализации разнообразных форм деятельности.

Профилактика стресса

1. Релаксация

Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Релаксация  – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко  – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

Релаксационные упражнения

Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела (ладонями вверх). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

Примеры некоторых релаксационных упражнений.

1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела  – от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течении 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле.  При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела  – с попеременным напряжением и расслаблением.

4. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног  – от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.

Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.

Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).

В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела  – не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине  – спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию  – и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления.

Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале. Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится.

2 .Концентрация.

Концентрация – это способность контролировать собственные мысли, организовывать собственные знания и создавать на их основе эффективный и рациональный план действий.

Неумение сосредоточиться  – фактор, тесно связанный со стрессом. Концентрационные упражнения можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или  – еще лучше  – сразу же после возвращения домой.

Итак, примерный порядок выполнения упражнений на концентрацию.

1. Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.

2. Сядьте на табуретку или обычный стул  – только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения  снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

3. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы  – никакой визуальной информации).

4. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.

5. А теперь два варианта концентрационных упражнений:

а) Концентрация на счете.

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

б) Концентрация на слове.

Выберете какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй  – на выдохе.

Сосредоточьтесь на «своем» слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации. Именно такая концентрация приводит к желаемому побочному результату  – релаксации всей мозговой деятельности.

6. Выполняйте релаксационно-концентрационные упражнения в течение нескольких минут. Упражняйтесь до тех пор, пока это доставляет вам удовольствие.

7. Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша откройте глаза и потянитесь. Еще несколько мгновений спокойно посидите на стуле. Отметьте, что вам удалось победить рассеянность.

3. Ауторегуляция дыхания.

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации.  И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения  – как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы  грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

Существует много дыхательных упражнений, которые можно найти в соответствующей литературе по аутогенной тренировке, но сделаем следующие выводы данной методики:

1. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

2. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

3. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

4. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

5. Ритмичное дыхание успокаивает нервы т психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения  – важен ритм.

6. От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.

7. Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

Пройдите Бостонский тест на стрессоустойчивость

Опубликовано 06.10.2020
Рекомендациях по проведению дезинфекционных мероприятий в жилых помещений для лиц, находящихся в домашней изоляции

Рекомендациях по проведению дезинфекционных мероприятий в жилых помещений для лиц, находящихся в домашней изоляции

Для обеспечения безопасного пребывания в квартире, доме, иных помещениях лиц, находящихся на самоизоляции необходимо:

·       проводить влажную уборку не менее 2 раз в день с применением обычных средств, предназначенных для уборки помещений. Особое внимание следует уделить туалету, ванной, кухне. При проведении уборки необходимо соблюдать следующую последовательность: жилая комната - кухня- ванная- туалет. Салфетки, тряпки после уборки следует тщательно промыть в моющем средстве и высушить. Если есть возможность, следует использовать одноразовые салфетки, тряпки, ветошь,

·       протирать дезинфицирующим раствором 1 раз, в конце дня, поверхности, к которым прикасаются чаще всего - дверные ручки, краны, столы, спинки стульев и т.д.,

·       кухонную посуду, утварь вымыть с использованием обычных моющих средств, после чего ополоснуть кипятком и высушить, разместив таким образом, чтобы вода свободно стекала с вымытых предметов. При использовании посудомоечной машины дополнительная обработка посуды не требуется,

·       обработать кожным антисептиком руки после проведения уборки,

·       обработать дезинфекционным средством, кожным антисептиком поверхности пакетов, другой упаковки в случае, если они были доставлены лицу, находящемуся на самоизоляции, после чего обработать руки кожным антисептиком,

·       проводить проветривание всех помещений - постоянное или периодическое, в зависимости от погодных условий.

Стирку белья следует проводить в обычном режиме, при температуре воды 60 градусов.

Для проведения дезинфекции следует использовать дезинфекционные средства, предназначенные для обеззараживания поверхностей в соответствии с инструкцией по применению.

При отсутствии дезинфекционных средств можно использовать отбеливатели для белья — хлорные и кислородные. На этикетки отбеливателей есть указание как приготовить раствор отбеливателя для дезинфекции. При отсутствии такой информации, для приготовления дезинфицирующего раствора следует взять 1 часть отбеливателя (грамм, миллилитр) на 10 частей теплой воды, или одна столовая ложка на стакан теплой воды. Раствор тщательно перемешать. Работать в перчатках, не допускать попадания в глаза!

Опубликовано 30.03.2020
«Волонтеры-медики» помогут пенсионерам РЖД

«Волонтеры-медики» помогут пенсионерам РЖД

 

    «РЖД-Медицина» и ВОД «Волонтеры-медики» проведут совместную работу по поддержке пенсионеров-железнодорожников во время карантинных мер. Волонтеры будут помогать в покупке продуктов первой необходимости и лекарств.

    Более восьми тысяч человек зарегистрировались в качестве волонтеров для помощи пожилым людям на период эпидемии коронавирусной инфекции. Волонтёрские штабы уже созданы во всех регионах России. Об этом сообщил сайт ВОД «Волонтеры-медики». «Мы должны помочь самым незащищенным и уязвимым в этой ситуации людям – одиноким и пожилым. Вся страна присоединяется к проекту, присоединяйтесь и вы», — сказал руководитель движения Павел Савчук.

     «Горячая линия», которую запустил Общероссийский народный фронт принимает обращения от пожилых людей, которым требуется помощь. Волонтеры-медики будут помогать ОНФ обрабатывать обращения граждан, нуждающихся в адресной помощи.

    «Вся подготовительная работа сейчас идет полным ходом. На сайте мывместе2020.рф продолжается регистрация волонтеров, которые войдут в состав штабов и смогут принять посильное участие и оказать помощь. Вместе мы справимся со всеми трудностями», – сказал Савчук.
При этом, волонтерское движение охватит и пенсионеров железнодорожного транспорта по всей стране. 

    Волонтеры не будут подменять собой органы государственной власти. Соответственно, колл-центры будут принимать звонки от граждан, которым требуется помощь и содействие. Заявки будут передаваться в региональные волонтерские штабы. Если вопросы не будут касаться волонтерской помощи, а будут связаны с лечением, с вопросами профилактики, то они будут передаваться на соответствующие ведомственные горячие линии, которые есть в каждом регионе.

Опубликовано 28.03.2020
Коронавирусная инфекция: идти на работу или нет?

Коронавирусная инфекция: идти на работу или нет?

Врачи-специалисты говорят, что симптомы новой коронавирусной инфекции могут проявиться в течение 14 дней после контакта с инфекционным больным. Они во многом сходны со многими респираторными заболеваниями, часто имитируют обычную простуду, могут походить на грипп. Основные симптомы: высокая температура тела, кашель (сухой или с небольшим количеством мокроты), одышка, ощущение сдавленности в грудной клетке. Редко: головная боль, кровохарканье, диарея, тошнота и рвота. 

Горячие линии:

  • Единая бесплатная горячая линия по профилактике коронавируса 
    8-800-200-01-12;
  • Единый консультационный центр Роспотребнадзора 8-800-555-49-43;
  • Линия департамента здравоохранения города Москвы для прилетевших из стран с неблагополучной эпидемиологической ситуацией 
    8-495-870-45-09; 
  • Линия электронной приемной Московской области для вернувшихся с территорий, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции 8-800-550-50-30;
  • Линия Роспотребнадзора по вопросам отсутствия в аптеках медицинских масок и противовирусных препаратов 8-800-550-99-03;
Опубликовано 23.03.2020
Специалисты «РЖД-Медицина» рассказали, что делать при симптомах коронавирусной инфекции

Специалисты «РЖД-Медицина» рассказали, что делать при симптомах коронавирусной инфекции

Сегодня известно семь видов коронавирусов, являющихся возбудителями острых респираторных заболеваний человека. Среди этих вирусов и новый COVID-19. При этом заразиться новым коронавирусом могут представители всех возрастных категорий. Но пожилые люди (60+) и люди, с некоторыми хроническими заболеваниями (например, астмой, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями) подвержены повышенному риску развития тяжелых форм коронавирусной инфекции. 

Чаще всего заболевание начинается со слабости и недомогания, повышения температуры и сухого кашля. При этом в некоторых случаях могут отмечаться боли и ломота в мышцах и суставах, заложенность носа, насморк, фарингит или диарея. 

Что нужно делать, если вы или ваши близкие обнаружили у себя симптомы коронавирусной инфекции? 

  • нужно помнить - ни в коем случае не употребляйте алкоголь, тем более не лечитесь им.  Потому что даже небольшие дозы алкоголя действует на сердечно-сосудистую систему, вызывает тахикардию и повышение артериального давления;
  • ни в коем случае нельзя заниматься самолечением;

·      при любых признаках ОРВИ оставайтесь дома, чтобы не заражать других. Вызовите врача на дом по телефону поликлиники или 103;

·      если врач решит, что госпитализация не требуется, выделите себе отдельную посуду и полотенца на время болезни;

·      носите дома маску, делайте это правильно;

·      чаще проветривайте помещение;

увлажняйте воздух. Вирус лучше передается при температуре 5-8 градусов и влажности 30-50%. 

 

Опубликовано 23.03.2020